Unterweissbach (Германия)
Годом
основания фабрики Унтервайсбах в одноимённом населённом пункте Тюрингии
считается 1882-й, а первым владельцем и основателем – Герман Йост. На тот
момент ассортимент разнообразием не блистал, так как мануфактура выпускала лишь
тарелки и прочую посуду. Йост стремился выделиться в ряду конкурентов,
приглашая опытных мастеров с соседних фабрик. Эти новые люди не только повышали
качество, но и помогали внедрять новые предметы. В 1890 году Йост уступил
мануфактуру Рудольфу Манну за 30 000 марок. А к Манну в качестве делового
партнёра присоединился Фриц Порцелиус.
В связи со
сменой владельца из названия фабрики Унтервайсбах исчезает имя Германа Йоста,
зато добавляется Mann & Porzelius. Компаньоны обнаруживают, что купили
производство в очень удачное время. Экономический подъём Германской империи
обеспечил рост благосостояния её граждан. Продажи изысканного фарфора заметно
увеличиваются. Но для глобальной модернизации финансов у партнёров
недостаточно, поэтому их компания преобразовывается в акционерное общество.
Как только акционерное общество было зарегистрировано, Манн с Порцелиусом
убрали свои имена из названия компании. Однако изредка имя компании можно
встретить и с их упоминанием (различного рода документы, реклама в газетах и
др.). Вскоре известная мануфактура Aelteste Volkstedter, переживавшая тогда не
лучшие времена, решает объединиться с компанией Унтервайсбах. Результатом стало
длиннющее официальное название нового акционерного общества – Aelteste
Volkstedter Porzellanmanufaktur und Porzellanfabrik Unterweißbach vormals Mann
& Porzelius AG. При этом новый компаньон продолжает выпускать фарфор со
своей маркой (правда, меняет её на новую, добавляя корону, как у
Унтервайсбаха). В 1908 году решает присоединиться к компании и Макс Адольф
Пфайффер, владеющий Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst (Шварцбургские
мастерские фарфорового искусства). Однако Пфайффер не считал управление
фабрикой вершиной карьеры, поэтому в 1913 году принял предложение о
сотрудничестве со стороны мейсенской мануфактуры и уехал из Тюрингии в Саксонию.
Из-за
реорганизации главный офис фабрики Унтервайсбах в 1910 году переезжает в
Фолькштедт. Тогда же начинается период значимых наград для фарфора мануфактуры.
В 1910 году её изделия удостоились золотой медали Всемирной выставки (г.
Брюссель) и серебряной медали Международной охотничьей выставки (г. Вена).
Через год несколько наград были получены в Турине, а ещё через два – золотые
медали в Женеве и Лейпциге. Можно считать, что период с 1910 по 1915 гг. стали
золотым веком мануфактуры относительно наград и поощрений, имеющих высокий
статус.
В 1929 году
из-за начавшегося кризиса спрос на фарфор резко упал, поэтому в начале 1930-х
гг. Unterweissbach и Aelteste Volkstedter разделились. В 1936 году хозяином
фабрики Унтервайсбах становится Карл Саар. Но если у него и были большие планы
по очередному развитию мануфактуры, он не смог их осуществить из-за смерти в
1940 году. В результате владелец фарфоровой мануфактуры Валлендорфа Хайнц
Шаубах начинает заправлять делами и здесь.
Первичные
решения Шаубаха вылились в резкое сокращение фабричного штата до четырёх
десятков сотрудников. Но много рабочих и не требуется, так как Шаубахом
выставлены на продажу ряд заводских корпусов. Сокращение издержек и неплохая
сумма от продажи зданий позволили Шаубаху модернизировать производство, перейдя
от массовых изделий к сложным композициям. Несмотря на то, что фабрика
Унтервайсбах находилась на территории Восточной Германии, Шаубах управлял ей до
1953 года, получая существенную прибыль
Тем не
менее, 5 марта 1953 года последовала национализация. В последующие 15 лет под
государственным управлением здесь делали многочисленные произведения малой
формы (статуэтки Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта, балетных танцовщиц
из «Лебединого озера»). Производство продолжалось по прежним стандартам, пока в
1970 году фабрику не влили в состав большого комбината VEB Vereinigte
Zierporzellanwerke Lichte. Получив доступ к новым формам фабрика Унтервайсбах,
наряду с другими предприятиями комбината начала делать достаточно сложные, но
весьма популярные композиции (кареты, групповые скульптуры, исторические сюжеты
и пр.). С клеймом фабрики Унтервайсбах появлялись охотничьи сцены (карета и
четыре всадника), разработанные Хайнцем Шобером, и причудливые произведения
Густава Оппеля. Два десятилетия до момента объединения западных и восточных
немецких земель принесли фабрике Унтервайсбах новую славу.
С 1990
года большинство государственных предприятий бывшей ГДР ждала приватизация.
Фабрика Унтервайсбах стала частью Königlich privilegierte Porzellanfabrik
Tettau GmbH, которая в свою очередь управлялась Porzellanfabrik Christian
Seltmann GmbH. Благодаря финансовым вливаниям на фабрике полностью заменили
оборудование под конкретные небольшие задачи. Теперь продукция продаётся под
брендом Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst – «Мастерские
фарфорового искусства Унтервайсбах».